Персональный сайт школьного психолога
Степановой Анны Константиновны
vk.com/akstepanova
Главная страница
Добро пожаловать!
О себе
Публикации
Повышение квалификации
Изучаем ребёнка
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Коррекционная и развивающая работа
Психопрофилактика
Психологическая диагностика
Словарь
Видеолекции
Фотоальбомы
Добро пожаловать,очень рада вам!
Детская агрессивность и её последствия
Наиболее частой формой асоциального поведения в младшем школьном возрасте, на мой взгляд, является детская агрессивность по отношению к другим детям. Поэтому остановимся более подробно на данном виде асоциального поведения и способах его преодоления.
Агрессивность (словесная или физическая) рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющейся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, депривация, фрустрация). В связи с этим важно различать агрессию конструктивной направленности, когда адаптация или удовлетворение потребности происходят социально приемлемым способом, и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе.
Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства, В старшем: дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного поведений, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов,
Однако, во-первых, такая «возня» детей – это всего лишь форма игры, которая, как и всякая игровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их лицах. Кроме того, если ребенку это неприятно и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с «агрессором», а не затевать с ним очередную «кучу-малу».
Во-вторых, «игры-потасовки» способствуют развитию у детей определенных двигательных способностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов дружбы, любви и, сотрудничества, умению совместно решать проблемы и т.д.
В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру, Если это и случается, то по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или при низкой социальной компетентности.
В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как в большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру.
Психологическую основу таких «игр-потасовок» составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни.
В школьном возрасте более четко прослеживаются значимые половозрастные различия в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками. Было обнаружено, что девочки старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессии,
При анализе ряда экспериментальных исследований было установлено, что с возрастом частота и интенсивность отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков возрастают, а у девочек убывают. Объясняется это тем, что девочки боятся проявить свои агрессивные тенденции из страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся спокойнее. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень задиристыми.
Таким образом, по мере взросления в результате взаимодействия человека с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессии.
Социализацией агрессии можно назвать процесс обучения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в приемлемых для общества формах.
Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал с возрастом никуда не исчезает. Просто в результате социализации многие обретают способность регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям социума. Другие остаются весьма агрессивными, но проявляют агрессию через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования и другие приемы. Третьи ничему не учатся и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Возникновение агрессии во многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок, ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.
Как распознать агрессию?
Младших школьников можно назвать агрессивными, если они:
часто теряют контроль над собой;
часто спорят и ссорятся с окружающими;
отказываются выполнять просьбы взрослых;
могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
винят других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
не способны забыть об обиде, не отплатив;
мнительны и раздражительны.
Может ли агрессия быть полезной?
Иногда взрослые путают агрессивное поведение ребенка с нормальной защитной реакцией в случае опасности. Когда нас обижают — мы защищаемся, либо избегаем, уходим от угрозы и обидчика, и это вполне нормальное поведение. Эмоция гнева мобилизует нашу энергию и позволяет предпринимать действия в целях самозащиты. Можно сказать, что это агрессия со знаком «плюс». Во-первых, это выход энергии и накопившихся негативных эмоций, во-вторых, это умение постоять за себя. Главное, чтобы ребенок отдавал себе отчет в том, что он делает, что именно сейчас с ним происходит, ведь многие дети не понимают, поэтому не различают свои эмоции и чувства, им очень сложно контролировать себя. В этом можем помочь только, мы, родители, взрослые.
Предупреждение и преодоление агрессивного поведения
Первым шагом на этом пути является попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить его окриком, отвлечь игрушкой, книгой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Если агрессию предотвратить не удалось, надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо, окружив при этом «жертву» повышенным вниманием и заботой. Ребенок должен четко уяснить, что сам он только проигрывает от таких поступков.
В случае разрушительной агрессии взрослому следует выразить свое недовольство подобным поведением и предложить ребенку устранить учиненный им разгром.
Вербальную (словесную) агрессию предотвратить трудно, и приходится реагировать на нее после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенок адресует взрослому, то целесообразно проигнорировать их и при этом попытаться понять, что за чувства и переживания стоят за ними. Если же ребенок оскорбляет других детей, посоветуйте им вежливо ответить обидчику.
Работая с детьми, нужно помнить, что проявление страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка может только стимулировать его к агрессии. Конечная цель преодоления детской агрессивности состоит в том, чтобы ребенок понял, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, вызывающие положительную реакцию окружающих.
Профилактика ассоциального поведения школьников
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.